Последний полёт над Ванкором: уроки трагедии, которые нельзя забыть

Последний полёт над Ванкором: уроки трагедии, которые нельзя забыть
Память, обрамлённая в цифры и факты
Утро 4 августа 2018 года над Ванкорским производственным участком началось, как и сотни других. Два вертолёта Ми-8АМТ компании «ЮТэйр-Вертолётные услуги» готовились к полётам. Один — RA-22427 — должен был поднять тяжёлые трубы на внешней подвеске. Другой — RA-25640 — везти людей к месту назначения.
По плану между их взлётами должно было пройти двадцать минут — достаточно, чтобы траектории не пересеклись и не возникло опасности. Но реальность пошла по другому сценарию: оба винта поднялись почти одновременно.
________________________________________
Взлёт, который не должен был быть таким
Грузовой вертолёт поднялся с «грузовой» площадки, набирая высоту и описывая мягкий левый поворот. Пассажирская машина стартовала с «северной» стоянки и пошла прямо, быстрее, уверенно, не зная, что чуть впереди, выше, тянет свой груз другой Ми-8.
Мир вокруг был безоблачен, но невидимые нити ошибок уже сплетались в тугой узел. Наложение радиообмена скрыло важную фразу о взлёте RA-22427 от ушей второго экипажа. Диспетчер не предупредил об опасности — хотя знал, что два вертолёта будут в воздухе почти рядом.
________________________________________
Последние секунды
Свидетели потом вспоминали: за несколько мгновений до столкновения оба экипажа маневрировали. Пассажирский RA-25640 резко ушёл влево, грузовой RA-22427 — вправо. Но расстояние уже исчислялось секундами, а пространство между машинами было занято стальным тросом и трубами.
Лопасти винта пассажирского вертолёта задели подвеску, и мгновенно всё изменилось. Металл гнулся, отрывался, хвостовая балка теряла связь с фюзеляжем. Машина падала, превращая полёт в обрывок, в мгновение.
________________________________________
Экспертиза, которая сказала правду
Повторная экспертиза, проведённая в Приволжском центре независимых экспертиз, была больше, чем просто документ с цифрами. Она была попыткой вернуть справедливость в расследование, показать, что трагедия — это не каприз судьбы, а результат цепочки конкретных действий и бездействий.
Она зафиксировала главное:
• взлёт почти одновременно, вопреки плану;
• отсутствие предупреждения диспетчером;
• позднее обнаружение опасности экипажем RA-25640;
• критические секунды манёвров, которые не могли спасти;
• ошибки предыдущей экспертизы, скрывшие важные детали.
________________________________________
Почему эти выводы важны
Эти выводы — не сухие протоколы, а факел, освещающий будущее. Они показывают, что даже в воздушном пространстве класса G, где нет строгого эшелонирования, нельзя надеяться на «авось».
Время вылета должно контролироваться жёстко.
Каждое слово в эфире должно доходить до адресата.
Каждое потенциальное пересечение траекторий должно становиться сигналом тревоги для тех, кто следит за небом.
________________________________________
Память как предупреждение
Катастрофа RA-25640 — это история о том, как несколько упущений складываются в трагедию. Здесь не было злого умысла, не было отказавшей техники. Здесь была цепочка человеческих ошибок, которую можно было разорвать на любом звене.
Повторная экспертиза — это не просто взгляд назад. Это предупреждение вперёд: в небе нет мелочей, и у каждой минуты, у каждого слова, у каждого действия есть вес. Иногда этот вес измеряется жизнями.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Принять все Отказаться от всех Настроить
Cookies